Вернуться

Как талантливому менеджеру зарабатывать больше, чем в корпоративном мире

Как талантливому менеджеру зарабатывать больше, чем в корпоративном мире

Страхи

Страхи топ-менеджера, кошмарные сны и вопрос: "А что дальше?". Найдется ли хоть один профессиональный топ-менеджер в возрасте старше 40, кто, находясь в самом зените карьеры, на самом верху корпоративной лестницы, не задавал бы себе вопросы: "А что дальше? Сколько лет я еще проработаю на этом месте? Чем буду заниматься после этого? Будет ли это интересно, достойно по эмоциям и вознаграждению?"

Да, примеров успешной "второй карьеры" после 50, которые показали бы дорогу и сняли бы страхи 40-летних за свое будущее, в российском бизнесе пока немного: еще массово не вышло, скажем так, в более спокойную фазу жизни первое поколение успешных наемных менеджеров, родившихся еще в 60-х. Это первое поколение корпоративного успеха сейчас находится в самом расцвете интеллекта, мудрости, опыта и хорошей физической формы. Но надо честно признавать, что в условиях нашего рынка труда большинство из них занимает или последние в своей карьере яркие публичные должности, привлекающие так много внешнего внимания, и на которых одним взмахом руки "поворачиваются реки проектов и бюджетов вспять", или они уже освободили эти должности для следующего поколения менеджеров. 

Что делать дальше, им, как и когда-то в молодом частном бизнесе 90-х, придется думать самим, советов от старших ждать не приходится: опыт родителей или "унаследованная социальная модель старения" играет против этих менеджеров, чьи родители просто в 55-60 "ныряли в пенсию", как с обрыва: если Вы не ученый или, скажем, не врач, то вот вам чугунная лошадь / удочка / часы в подарок и больше никому, кроме семьи, вы не нужны.

Первое поколение строителей российского корпоративного мира будет также первым, кто покажет, как можно активно жить, работать, создавать value и после успеха в своей первой вертикальной карьере. К счастью, вверх по корпоративной лестнице – это не единственная траектория к интеллектуальной нагрузке, вовлеченности, занятости, драйву, материальной обеспеченности.

Поработать с эго

Первая проблема, которую надо решить – это поработать со своим эго: только что у тебя были все атрибуты бизнес-власти, и вот уже и телефон молчит, и почты приходят только от новостных и скидочных сервисов. Это означает, что пришло время остановиться на бегу и задать себе один-единственный вопрос: "А я, вот конкретно я, чего хочу для себя? О чем мечтал/мечтала в детстве? Что мне интересно? Что я еще не умею, но так хочу научиться?". Есть много других чудесных вопросов, которые на отдыхе, вдали от привычного мира правил и стереотипов, надо задать себе. И дать себе же честные ответы.

А уже после того, как вы вспомните, о чем мечтали, чего хотели, от чего отказались на разных этапах корпоративного восхождения, можно рассматривать, куда двинуться дальше при том, что вариантов откроется немало.

5 сценариев карьеры после выхода из корпорации

Итак, можно продолжить карьеру в том же привычном мире. Наверняка, у акционеров есть отдельные куски бизнеса, до которых обычно не доходят руки. В нашем мире с доверием все очень не просто, оно тяжело строится, и вполне возможно, что найдется такая сравнительно автономная часть бизнеса, которую можно превратить в отдельное юрлицо, сохранив отношения с прежней компанией в заказчика, подрядчика, партнера. Это позволит фактически уйти в самостоятельное плавание, сменив роль наемного менеджера на роль предпринимателя с минимальными усилиями, поскольку удастся миновать фазу построения бизнеса с нуля.

Второй вариант – остаться в бизнесе в роли советника, что часто выбирают менеджеры, для которых стресс от расставания с привычным коллективом перевешивает возможности другой жизни. В этом варианте можно заранее обговорить с акционерами и СЕО возможность дальнейшего перехода в новые бизнесы или поиска других возможностей. Есть еще одна возможность: перейти, иногда с понижением на одну ступень, но в той же компании в другое подразделение или функцию. Есть примеры переходов из аудита в HR, из юридической службы – в HSE. Можно рассмотреть более длинные переходы, которые базируются на развитых навыках общего менеджмента, например, из финансов в управление франчайзинговым бизнесом, их HR – в управление небольшой компанией В2С.

Третий набор вариантов дает возможность попробовать себя в общественно и социально значимой работе. Область государственного и муниципального управления сейчас очень нуждается в профессиональных качественных управленцах. С учетом того, что обычно к моменту таких раздумий все материальные проблемы у менеджеров высокого уровня уже решены, то такая работа может дать необходимый драйв, поскольку, поверьте, мозг будет занят круглые сутки.

В рамках этого же третьего сценария находятся преподавание, руководство общественными некоммерческими организациями, благотворительность. Кстати, одна из причин, почему в последнее время сектор НКО и НГО в социальной сфере продемонстрировал такой рост – это приход в сектор профессиональных менеджеров из частного бизнеса.

Следующая группа возможностей опирается на внутреннюю потребность делать что-то, о чем мечталось, но никогда не хватало времени. А если не хватает своих идей, можно посмотреть на изобретательность молодого поколения с их невероятно изобретательными увлечениями. После того, сколько лет Вы себе во всем отказывали, можно пойти и по этому сценарию, подумав, какое из ваших хобби может быть еще чьим-то, кто за это готов платить деньги. Именно на этом этапе размышлений, как монетизировать хобби, кто-то приходит к выводу об открытии авиашколы, кто-то делает питомник для растений, кто-то – кулинарную школу, фотостудию.

Кстати, еще не поздно получить высшее образование в новой области, например, искусствоведение. А почему нет? Ведь при продолжительности жизни в 90 лет впереди еще 40-50 лет наполненной смыслом жизни. Получение нового образования как долгосрочный, на несколько лет, проект даст знания и доступ в новый мир, обогатит новыми отношениями, а там будет видно. Если не полный курс, то можно просто составить план добора знаний по своей программе, включая онлайн-курсы от ведущих мировых университетов, иностранные языки, необходимые для новой области. Пройдут год-два. Если работать с таким же упорством, как раньше, несомненно появится идея, которая увлечет на годы и годы.

Следующая группа возможностей связана с кардинальными переменами – переезд на другое место жительства, включая другие страны. Здесь больше всего шансов на успех у тех, чей бизнес не зависит от региона проживания или его можно делать дистанционно. И это – лучший сценарий. Если не знаешь местный язык или местные языки на достаточно высоком уровне, то в лучшем случае можно рассчитывать на должность консультанта, не каждого это устроит. Бизнес на связях с Россией тоже возможен, но он не так привлекателен в последнее время из-за дополнительных ограничений и административных барьеров.

В принципе, если финансы позволяют, то еще можно стать туристом-блогером, туристом-ресторанным критиком, туристом-фотохудожником. Доходов это не даст, если не считать возможные вполне солидные скидки в отелях и авиакомпаниях, если публиковать большое количество отзывов на самых популярных сайтах, но займет время и принесет новые эмоции. Хотя рассчитывать на то, что это станет делом всей жизни, все-таки не стоит.

3 шага, которые нужно сделать прямо сейчас

И все-таки что делать именно сейчас, в эту данную минуту? Главный и самый серьезный шаг - принять на себя полную осознанную ответственность за развитие жизни по любому из сценариев. Личные амбиции, жажда общественного признания, активное эго, взращенные в благодатных корпоративных условиях будут активно критиковать любое внутреннее желание, любую, приходящую в голову, идею. Единственная траектория, по которой шло движение до этого – это вверх и еще раз вверх в сложном мире бизнеса.

Кроме "вверх" существует много других направлений, а этому нас как-то не учили… Сначала придется немного упростить себя, смириться с изменением статуса, с тем, что на какое-то время замолчит телефон и мессенджеры. Но пройдет время, и станет понятно, что это не катастрофа, а необходимая для решений тишина.

Во-вторых, надо начинать думать о вариантах как можно раньше, целенаправленно нарабатывать отношения, ведь главный капитал в условиях тотального недоверия – это прочные отношения. Для успеха в новой жизни будет нужна финансовая подушка безопасности, для чего заранее важно снизить расходы еще в успешные времена, подумать о том, как создать возможность в будущем оплачивать образование детей, медицинские страховки, налоги на недвижимость, услуги управляющей компании, как обслуживать машины, то есть внести изменения в свое потребительское поведение.

В-третьих, заранее расширяйте мир увлечений, освобождайте для них время в напряженном графике, расширяйте круг общения, поддерживайте отношения с более старшими коллегами, учитесь на успешном опыте переходов, примеряйте эти успешные модели на себя. Для успешных компаний именно в подготовке своих сотрудников, особенно тех, кто отдал компаниям много сил, лет, энергии, появляется новая тема для проектов по корпоративной социальной ответственности – помощь сотрудникам в поиске сценариев жизни после выхода во внешний мир. И эти же компании могут сформировать запрос на создание системы менторства, которая пока в российском бизнесе системно отсутствует. Польза передачи опыта из рук в руки очевидна: не надо бизнес-опыт накапливать заново, а можно его получить из рук успешного предшественника.

Конечно, жизнь в корпоративном мире была предсказуема и логична. У каждого топ-менеджера в какой-то момент наступит новый этап, когда придется начать создавать мир вокруг себя по своим правилам. Если кто-то этого момента не боится – не верьте. Но шанс создать новый сценарий для своей жизни есть у каждого, и чем раньше начать готовиться, тем успешнее эта вторая жизнь будет. "Судьба — очень удобное слово для тех, кто никогда не принимает решений" - жесткий, но полезный вывод Джоди Фостер, кстати, выпускницы Йельского университета.