Вернуться

Сколько на самом деле приносит компании служба маркетинга

Сколько на самом деле приносит компании служба маркетинга

Прочитал очередные рассуждения на тему «Как определить, сколько денег приносит маркетолог». И снова эти рассуждения снесло в сторону перебора метрик, с помощью которых меряются конверсии, объёмы трафика, количество и успешность мероприятий. Вставлю свои пять копеек. Сразу оговорюсь, что я пишу, в первую очередь, о компаниях, в которых функция маркетинга выделена и по персоналу, и по финансам. Хотя подход, в целом, годится для всех типов организации бизнеса. И речь не про компании в кризисе. Для них все немного по-другому.

Во-первых, оценивать надо не отдельного сотрудника, а только службу (функцию) маркетинга в целом. Для меня это очевидно.

Во-вторых, сам по себе маркетинг денег не приносит. Их приносит только связка маркетинга с другими службами: с производством (без продукта маркетинг не существует), с фронт-офисом (без общения с покупателем до, во время или после продажи не представляю себе бизнеса), с бухгалтерией (где будут продажи, если единственная касса предприятия сломалась?), с логистикой.
 
Поэтому, на мой взгляд, существует всего две оценки для понимания успешности работы службы маркетинга.

1. Сравнение темпов роста инвестиций в маркетинг с темпами роста продаж.

Если темпы роста продаж стабильно впереди, то все отлично. Если нет, то тогда надо разбираться, на каком участке бизнеса проблемы. Тут могут пригодиться метрики с конверсиями, опросы покупателей, сотрудников. 

Проблема может оказаться в совершенно неожиданном месте. В том числе и в самой маркетинговой службе.


2. Оценка работы службы маркетинга другими подразделениями и сотрудниками. Это регулярный опрос похожий на NPS. Его результат дает богатую пищу для размышлений и служит хорошим опережающим индикатором во всех смыслах.

P.S. Только не надо забывать относить к инвестициям в маркетинг затраты на персонал, включая расходы на содержание их рабочих мест и аренду площадей. Что касается остальных статей расходов, то ту поможет здравый смысл. Главное не менять структуру в расчетах для получения сравнимости результатов.