Механизмы роста компании: оплаченный, вирусный и «липкий»
У Эрика Риса в Lean Startup очень интересно описаны механизмы роста компаний. Их всего три: вирусный, оплаченный и «липкий». Интересующихся отсылаю к самой книге. Она очень познавательная, хотя и написана достаточно давно.
Если совсем коротко, то:
- оплаченный рост происходит, когда компания привлекает новых клиентов за счет прибыли от продаж продукта старым покупателям;
- вирусный рост происходит, если создан продукт, вовлекающий новых пользователей сильными эмоциями, которыми хочется поделиться, или самой технологией использования продукта (знаменитый пример - Pay Pal, который позволяет безопасно отправлять и получать деньги. Хочешь получить отправленный платеж? Надо просто зарегистрироваться. И вот уже и сам можешь отправлять);
- «липкий» рост, самый интересный. По сути, такой рост возможен, если потребителю предложен продукт, с которым невозможно расстаться. Это могут быть повторяющиеся (привычные, ожидаемые) суперсервис или суперэмоция. Или продукт, с которого технологически или экономически трудно «слезть». Как с иглы.
К чему я это написал? К тому, что если нет понимания у владельца бизнеса или его команды, по какой модели растет (должен расти) бизнес, то значит нет и понимания ни своего позиционирования, ни УТП. И то, и другое, и третье сильно связаны между собой. Их разработка возможна только совместно.